Блог K-Media

Интерпретация исследований. Ловушки.

Больше всего сложностей ( вследствие этого ошибок) возникает в процессе интерпретации данных исследований, проведенных в формате интервью. Основные ловушки связаны с тем, как работает наш ум – плут и обманщик! Давайте разберемся с ними.

Ловушка 1 – более 80% информации упускается


  1. Ум замечает, то что ему знакомо и автоматически запускает ассоциативный мыслительный процесс, переставая в этот момент слышать.  
  2. Ум фиксируется на тех фактах, с которыми он согласен либо резко не согласен. Все что находится между этими полюсами обесценивается, а значит игнорируется и забывается.

Как избежать этой ловушки?

Дословная транскрибация аудио в текст - единственная возможность объективно увидеть, что говорят люди. Мы используем такой формат для фиксации ответов на открытые вопросы от респондента. 



Ловушка 2 – субъективность рулит.

Хитрый обманщик ум всегда точно «помнит» что большинство респондентов упоминали «конкретные факты» и готов за них биться. Но стоит дать прочитать расшифровки исследований другому человеку, как мы тут же получим совершенно другой набор фактов. Почему так? Смотри Ловушку 1.

Как избежать субъективности?

Использовать таблицу в Excel для количественного подсчета упоминаний фактов респондентами. Расшифровку по каждому человеку читать построчно и сразу фиксировать в таблицу все факты. Времени уходит много – но это единственный способ получить объективную картину.



Ловушка 3 – все говорят по-разному.

Спросите 10 человек о том какое лето было в 2021, и вы получите 10 разных ответов. У одного оно будет счастливым, у другого холодным, у третьего веселым.

Как интерпретировать такие данные?

Эта проблема решается на уровне подготовки к исследованиям. Когда рядом с каждым вопросом у вас есть пометка, что именно вы хотите узнать. Например, если вы хотите узнать каким было лето с эмоциональной точки зрения для человека, то полученный ответ «холодным» не является удовлетворительным и стоит задать уточняющий вопрос, чтобы помочь человеку дать нам нужную информацию. Например, такой: А как вы себя чувствовали летом 2021 в эмоциональном плане? Здесь шансы получить нужную нам информацию уже выше.


Методика выявления потребности клиентов с помощью интервью.
Made on
Tilda